Время отдыха зависит от рабочего времени: чем меньше рабочего времени, тем больше времени отдыха.
Время отдыха – это свободное от работы время.
Различают следующие виды отдыха.
Перерывы в течение рабочего дня (смены) для отдыха и питания: не менее 30 минут, но и не более двух часов. Эти перерывы не включаются в рабочее время, работник может использовать их по своему усмотрению и даже отлучаться с работы. Если перерыв установить нельзя, то работнику должна быть предоставлена возможность приема пищи на месте работы.
Ежедневный отдых продолжается от конца рабочего дня до начала следующего. Его продолжительность зависит от вида рабочей недели, но во всяком случае он не может быть менее 12 часов (обычно 16 часов).
Выходные дни, т. е. еженедельный отдых. Их количество зависит от вида рабочей недели: при пятидневной их два, а при шестидневной – один, как правило, воскресенье.
По общему правилу работа в выходные дни запрещается. Однако в некоторых случаях возможно привлечение к работе в видные дни отдельных категорий работников с их письменного согласия:
Предотвращение или ликвидация стихийного бедствия, производственной аварии, катастрофы либо немедленное устранение их последствий.
Предотвращение несчастных случаев, гибели или порчи имущества.
Выполнение неотложных, заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа предприятия, учреждения, организации в целом
Такой труд оплачивается в повышенном, не менее чем в двойном размере, или работнику предоставляется другой день отдыха.
Праздничные дни.
В праздничные дни допускаются только такие работы, приостановка которых невозможна по условиям технологии производства, работы, вызываемые необходимостью обслуживания населения, а также неотложные ремонтные и погрузочные работы.
Труд оплачивается не менее чем в двойном размере. Кроме того, по желанию работника, работающего в праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха.
Отпуска. Отпуском называется ежегодный непрерывный отдых в течение нескольких дней подряд и сохранением среднего заработка.
Основной отпуск для всех работников составляет по общему правилу не менее 28 календарных дней.
Некоторые работники ввиду их возраста, характера и специфики работы имеют основные удлиненные отпуска. В соответствии с законодательством это:
подростки до 18 лет – не менее 31 календарного дня;
государственные служащие – не менее 30 календарных дней;
члены и депутаты Федерального Собрания РФ, учителя, преподаватели вузов – 48 рабочих дней;
научные работники научно-исследовательских институтов – 48 рабочих дней;
судьи, прокуроры – не менее 30 рабочих дней без учета времени проезда к месту отдыха и обратно.
Законодательством также предусмотрены дополнительные отпуска, предоставляемые наряду с основными. В законодательстве указываются ситуации, обстоятельства, когда администрация обязана предоставить такой отпуск (их насчитывается около 30 видов). Однако если предприятие может себе это позволить, администрация в корпоративных актах (например, в коллективном договоре) может предусматривать и иные дополнительные отпуска.
Согласно закону дополнительные отпуска должны предоставляться в следующих случаях:
1) за неблагоприятные условия труда (вредность, опасность труда, особые климатические условия, особый характер труда – от 6 до 36 рабочих дней);
2) за ненормированный труд (не менее трех календарных дней);
3) за стаж работы в данной профессии (для некоторых категорий работников);
4) матерям по уходу за детьми до достижения ими трехлетнего возраста;
5) целевые отпуска (научная работа, написание учебника, учеба без отрыва от производства).
Предоставление отпусков. Отпуск предоставляется работникам по истечении шести месяцев, за последующие годы – в любое время в соответствии с графиком предоставления -отпусков, который утверждается администрацией с учетом мнения профсоюза.
Совместители имеют право на оплаченный отпуск как по основной, так и по совмещаемой работе одновременно с отпуском по основной работе.
Если во время отпуска работник был болен и это подтверждено медицинским документом, отпуск должен быть либо продлен, либо перенесен.
Отзыв из отпуска возможен лишь с согласия работника. Оплата отпуска должна производиться до ухода работника в отпуск. Допускается замена части отпуска, превышающей 28 дней, денежной компенсацией.
Рабочее время – это установленный законом отрезок времени, в течение которого работник должен выполнять свои трудовые функции.
Понятие рабочего времени и его виды.
К рабочему времени относится не только время труда, но и все время пребывания работника на предприятии, время нахождения его в подчинении, хотя бы он в это время и не работал (например, в случае простоя не по вине работника).
В законе устанавливаются максимальные нормы рабочего времени, больше которых заставить работника трудиться никто не вправе (исключение составляют сверхурочные работы). Предоставлять свободное от работы время и организовывать рациональное исполнение рабочего времени – юридическая обязанность администрации.
Существуют следующие нормативы рабочего времени (нормальное рабочее время).
А. Рабочий день – это установленная законом продолжительность рабочего времени в течение суток.
Согласно ст. 95 рабочий день равен семи часам при шестидневной рабочей неделе (пяти часам накануне выходных и праздничных дней) и восьми часам при пятидневной рабочей неделе.
Б. Рабочая смена – это продолжительность рабочего времени, которое работник должен отработать согласно графику сменности в течение суток. По длительности рабочая смена может быть больше рабочего дня, но необходимо, чтобы в течение недели или месяца установленная законом норма рабочего соблюдалась.
В. Рабочая неделя – это установленная законом продолжительность рабочего времени в часах в рамках календарной недели. Недельная норма не должна превышать 40 часов независимо от того, шести- или пятидневная рабочая неделя установлена на предприятии.
Г. Рабочий месяц равен количеству часов рабочего времени в день, умноженному на количество рабочих дней в месяце, исходя из шестидневной рабочей недели.
Д. Рабочий год составляет нормальное количество рабочих часов, приходящихся на данный период. Расчет тот же, что и расчет применительно к рабочему месяцу. Рабочий год имеет значение для предоставления очередных отпусков.
Для некоторых категорий работников устанавливается сокращенное рабочее время. Эти работники хотя и работают меньше, чем другие, однако получают заработную плату как за нормальную продолжительность рабочего дня. К ним относятся:
1) несовершеннолетние с 16 до 18 лет подростки могут работать шести часов в день (36 часов в неделю), подростки с 15 до 16 лет, а также учащиеся с 14 до 16 лет, работающие в период каникул, – четыре часа в день (24 часа в неделю). Для учащихся, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, рабочее время не может превышать половину указанных по их возрасту норм (т. е. 18 или 12 часов в неделю);
2) занятые на работе с вредными условиями труда. В зависимости от степени вредности для здоровья устанавливается или 36-часовая, или 24-часовая рабочая неделя. Список таких работ утверждается централизованно, но работодатель за счет собственных средств может ввести сокращенное рабочее время и для других категорий работников;
3) работники, чья работа связана с повышенным умственным, эмоциональным и нервным напряжением (преподаватели, учителя, врачи, воспитатели и др.). У этих категорий работников в основном рабочая неделя составляет 36 часов;
4) женщины, работающие в сельской местности; им также установлена 36-часовая рабочая неделя;
5) работники-инвалиды I и II групп – 35 часов в неделю.
Неполное рабочее время – это рабочее время, устанавливаемое по соглашению сторон, продолжительность которого меньше нормального рабочего времени (40 часов в неделю), с оплатой, пропорциональной отработанному времени.
Практикуются две формы неполного рабочего времени:
а) уменьшение рабочего дня; б) уменьшение числа рабочих дней в неделе.
Закон указывает случаи, когда работодатель не может отказать работнику в просьбе установить ему неполное рабочее время:
1) состояние беременности;
2) наличие у женщин детей в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 16 лет);
3) в отношении лица, осуществляющего уход за больным членом семьи.
Ненормированный рабочий день устанавливается в отношении лишь некоторых категорий работников, которые по распоряжению работодателя обязаны в случае необходимости выполнять эпизодически работу сверх нормальной продолжительности, как правило, без дополнительной оплаты или отгула.
Сверхурочная работа – это работа, выполняемая по инициативе работодателя (администрации предприятия) сверх установленной для работника нормы его рабочего времени в течение рабочего дня (смены) или за учетный период. Как правило, сверхурочные работы не допускаются. Закон ограничивает продолжительность сверхурочных работ. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
- права работника
Работник имеет право на:
заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены ТК, иными ФЗ;
предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;
своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;
полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;
профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации;
объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в;
участие в управлении организацией;
ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;
защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;
разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку;
возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда;
обязательное социальное страхование.
Работник обязан:
добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
соблюдать трудовую дисциплину;
выполнять установленные нормы труда;
соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
бережно относиться к имуществу работодателя и других работников;
незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя.
Трудовое право - это отрасль права, которая регулирует порядок возникновения, действия и прекращения трудовых отношений, определяет режим совместного труда работников, устанавливает меру охраны труда и порядок рассмотрения трудовых споров. Нормы трудового права регулируют не технологические процессы, а социальные связи субъектов трудовых правоотношений, т.е. общественные формы труда. С этой точки зрения, труд ученого, изобретателя, писателя и другие индивидуальные формы труда не подлежат регуляции нормами трудового права, так как совершаются вне общественных отношений.
Предметом трудового права являются трудовые отношения, возникающие при применении работником своей способности к труду в процессе трудовой деятельности, а также другие общественные отношения, связанные с трудовыми. К таким отношениям относятся организационно-управленческие отношения, позволяющие гражданам участвовать в создании и управлении хозяйствующими субъектами.
Метод трудового права имеет комплексный характер, так как сочетает в себе элементы диспозитивного и императивного воздействия на субъектов трудовых отношений.
Основные черты этого метода могут быть представлены в следующем виде:
Свобода договора участников трудовых отношений: вовлечение граждан в общественное производство идет не с помощью директивного предписания, а на основе свободной заинтересованности. Добровольный и договорной характер трудовых отношений закреплен в ст. 37 Конституции РФ.
Трудовым отношениям, как и гражданско-правовым, присуще юридическое равенство сторон при заключении трудового договора (контракта). Фактически это означает, что на рынке труда выступают свободные субъекты: работодатель, владеющий средствами производства, и работник, владеющий своей рабочей силой и готовый передать этот товар во временное пользование за определенное вознаграждение. Только при взаимном добровольном волеизъявлении обеих сторон возможно возникновение правоотношений.
Однако трудовые отношения помимо этого связаны с властно-распорядительными отношениями между работником и руководящими органами предприятия, что создает ситуацию неравенства сторон и сближает трудовые отношения с административными. Любой трудовой договор предполагает подчинение наемных работников воле нанимателя в вопросах выполнения работы, а также в случаях применения санкций за ненадлежащее исполнение наемным работником своих обязанностей. Властные полномочия нанимателя ограничиваются профсоюзными и другими выборными органами трудовых коллективов, а также положениями Трудового кодекса РФ.
Трудовое право характеризуется сочетанием централизованного и локального регулирования.Централизованное регулирование трудовых отношений выражается в установлении государством общих правовых норм, распространяющихся на всех работников всех организаций. Государством издаются законодательные акты в области труда с целью защиты прав наемного работника, охраны его жизни и здоровья, установления минимальной оплаты труда и максимальной продолжительности рабочего времени и т. д. Локальные нормативные акты — это прежде всего коллективные договоры. В локальных актах, принимаемых по соглашению сторон, определяются распорядок рабочего дня, устанавливается время отдыха (перерыва), согласуются графики отпусков и другие вопросы, детально регламентирующие условия труда работников. Важно, чтобы нормы локальных актов не противоречили федеральному законодательству.
Специфика методов трудового права проявляется также в характере санкций, применяемых как средство исполнения обязанностей сторон трудовых отношений. Применение санкций и защита прав работников осуществляются во внесудебном порядке, с помощью обращения в комиссии по трудовым спорам, профсоюзы (за исключением вопросов, связанных с восстановлением на работе работников). Меры ответственности по трудовому праву имеют имущественно-дисциплинарный характер. К ним относятся замечание, выговор, лишение премиальной оплаты и другие неблагоприятные последствия вплоть до увольнения или освобождения от должности.