Анализ каждого элемента чистой прибыли выбрать наиболее важные направления получения прибыли в результате хозяйственной деятельности.
Анализ финансовых результатов проведем в таблице.
Таблица 10 - Факторный анализ прибыли
|
Наименование показателей |
Значение по годам |
Удельный вес |
Абсолютные изменения (тыс.руб.) |
Темп прироста |
Отклон. в уд. весе |
||||
|
|
2011 |
2012 |
2013 |
2011 |
2012 |
2013 |
2013 к 2011 |
2013 к 2011 |
2013 к 2011 |
|
Выручка от реализации всего, тыс.руб.: |
3410822 |
3183486 |
4274375 |
100% |
100% |
100% |
863553 |
25% |
0% |
|
Себестоимость, тыс.руб,: |
2830575 |
2712156 |
3533150 |
83% |
85% |
83% |
702575 |
25% |
0% |
|
Валовая прибыль, тыс.руб. |
580247 |
471330 |
741225 |
17% |
15% |
17% |
160978 |
28% |
0% |
|
Коммерческие расходы, тыс.руб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Управленческие расходы, тыс.руб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Прибыль (убыток) от продаж, тыс.руб. |
580247 |
471330 |
741225 |
17% |
15% |
17% |
160978 |
28% |
0% |
|
Доходы от участия в других организациях, тыс.руб. |
1493 |
1826 |
118 |
0% |
0% |
0% |
-1375 |
-92% |
0% |
|
Проценты к получению, тыс.руб. |
1860 |
26859 |
104237 |
0% |
1% |
2% |
102377 |
5504% |
2% |
|
Проценты к уплате, тыс.руб. |
285882 |
451576 |
606622 |
8% |
14% |
14% |
320740 |
112% |
6% |
|
Прочие доходы, тыс.руб. |
209672 |
106220 |
213474 |
6% |
3% |
5% |
3802 |
2% |
-1% |
|
Прочие расходы, тыс.руб. |
380786 |
231816 |
218595 |
11% |
7% |
5% |
-162191 |
-43% |
-6% |
|
Прибыль до налогообложения, тыс.руб. |
126604 |
-77157 |
233837 |
4% |
-2% |
5% |
107233 |
85% |
2% |
|
Налог на прибыль, тыс.руб. |
25428 |
32254 |
1977 |
1% |
1% |
0% |
-23451 |
-92% |
-1% |
|
Чистая прибыль, тыс.руб. |
55300 |
-91629 |
163447 |
2% |
-3% |
4% |
108147 |
196% |
2% |
Как видно из таблицы у предприятия в течение трех лет наблюдалось сильное колебания чистой прибыли (убытка). Так в 2012 году предприятие получило убыток в размере 91 629 тыс.руб., а в 2011 и 2013 годах прибыль в размере 55 300 тыс.руб. и 163 447 тыс.руб. соответственно. Таким образом чистая прибыль в 2013 году выросла по сравнению с 2011 годом на 10 8147 тыс.руб. или в 3 раза.
На это повлиял, во-первых, рост выручки на 25% и такой же темп роста
себестоимости. В результате валовая прибыль и прибыль от продаж выросли на 28%
или на 160978 тыс.руб. Во-вторых, рост краткосрочных финансовых вложений привел
к росту процентов к получению на 102 377 тыс.руб. или на 2% в выручке. Однако,
в виду большего темпа роста заемных средств, рост процентов к уплате составил
320 740 тыс.руб. или на 6% в выручке. В-третьих, сокращение прочих расходов на
43% или на 6% в выручке привело к росту балансовой прибыли на 85%. Значительное
сокращение налога на прибыль на 92% привело к росту чистой прибыли в 3 раза.
Наиболее важным показателем эффективности деятельности предприятия
является показатель рентабельности активов (формула Дюпона).
НРЭИ - это показатель наиболее близкий к понятию прибавочный продукт. Иногда его рассматривают как часть прибыли до уплаты процентов за кредит и налогов на прибыль.
НРЭИ
= СПП - МЗ - ЗОТ - Осоц - А
где СПП - стоимость произведенного продукта;
МЗ - стоимость потребленного сырья, материалов, электроэнергии, услуг сторонних организаций;
ЗОТ - расходы на заработную плату;
Осоц - отчисления на социальные нужды;
А -амортизация.
В
свою очередь стоимость произведенного продукта (СПП) рассчитывается по формуле:
СПП
= Вр ± ΔГП
где Вр - стоимость реализованной продукции;
ΔГП - разница остатков готовой продукции на складе и незавершенной продукции на конец и начало отчетного периода.
Рассчитаем
данные показатели на основе бухгалтерской отчетности ОАО "ММЗ",
результаты приведем в таблице.
Таблица 11 - Расчет НРЭИ и ЭРа
|
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Стоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
3 410 822,0 |
3 183 486,0 |
4 274 375,0 |
|
Разница остатков готовой продукции на складе и остатков незавершенной продукции, тыс. руб. |
31 159,0 |
1 310 978,0 |
2 613 649,0 |
|
Стоимость произведенной продукции, тыс.руб. |
3 441 981,0 |
4 494 464,0 |
6 888 024,0 |
|
Материальные затраты, тыс. руб. |
1 274 990 |
2 053 106 |
3 659 780,0 |
|
Расходы на заработную плату, тыс. руб. |
912 294 |
1 116 475 |
1 422 146,0 |
|
Отчисления на социальные нужды, тыс. руб. |
284 649 |
324 977 |
420 197,0 |
|
Амортизация, тыс. руб. |
87 287 |
105 834 |
128 649 |
|
НРЭИ, тыс. руб. |
882 761,0 |
894 072,0 |
1 257 252,0 |
|
Активы, тыс. руб. |
6 229 448,0 |
10 837 721,0 |
14 873 030,0 |
|
Краткосрочные обязательства, тыс. руб. |
1 532 219,0 |
4 371 819,0 |
7 483 818,0 |
|
Эра |
19% |
14% |
Данные, приведенные в таблице, свидетельствуют о росте стоимости произведенной продукции в 2 раза, с одновременным ростом реализованной продукции на 25%. Необходимо отметить неблагоприятный фактор - темпы роста стоимости произведенной продукции (в 2 раза) на протяжении анализируемого периода отставали от темпов роста материальных затрат (в 3 раза). Это негативно сказывается на прибыль предприятия. Расходы на заработную плату выросли на 56%, отчисления на социальные нужды и амортизация на 48%. В результате НРЭИ вырос на 42%. Однако, в результате большего темпа роста активов и обязательств, чем НРЭИ, рентабельность снизилась на 2%. Следовательно, снизилась эффективность использования имущества предприятия.
Для управления роста Эра необходимо воздействовать на изменения Км
(коммерческая маржа) и Кт (коэффициент трансформации).
Км = НРЭИ/Вр Кт = Вр/(Активы-КО)
Таблица 12 - Расчет Км и Кт
|
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Коммерческая маржа |
26% |
28% |
29% |
|
Коэффициент трансформации |
0,73 |
0,49 |
0,58 |
Построим график выбора зон хозяйствования посредством формулы Дюпона.
Рисунок 1 График выбора зон хозяйствования
В 2011 - 2013 гг. деятельность ОАО «ММЗ» находилась в допустимой зоне. Для дальнейшего повышения эффективности производства и перемещения в идеальную зону необходимо уделить внимание ускорению оборачиваемости (деловой активности предприятия), а также улучшить организацию производства, внедрять новые технологии с целью дальнейшего снижения затрат на производство продукции.
Перечислим основные сильные и слабые стороны финансового состояния предприятия.
Сильные стороны
. Валюта баланса с каждым годом растет.
. Темп прироста оборотных активов превышает темп прироста внеоборотных активов.
. Снижение удельного веса долгосрочных обязательств
. Растет прибыль предприятия
Слабые стороны
. Превышение заемного капитала над собственным капиталом.
. Доля собственного капитала в имуществе составляет 8,6% и имеет тенденцию к снижению
. Растут остатки готовой продукции и незавершенного производства.
. Падают показатели оборачиваемости.
. Снижается рентабельность активов.
. Показатели платежеспособности, ликвидности и финансовой устойчивости предприятия не соответствуют нормативам или имеют тенденцию к снижению.
матрица анализ финансовый показатель
Каждое предприятие в рыночной экономике свободно в выборе источника финансирования хозяйственной деятельности. В этой связи выбор осуществляется, как правило, по вопросу привлечения заемных средств для осуществления текущей деятельности предприятия.
Выделяют 2 группы предприятий:
. предприятия, не привлекающие заемные средства Для таких предприятий рассчитывают рентабельность собственных средств, определяющую эффективность использования предприятием только своих собственных средств.
. предприятия, привлекающие заемные средства для своего развития и для повышения рентабельности собственных средств за счет дополнительной прибыли, получаемой на заемных средствах.
По обеим группам предприятий рассчитывается показатель «рентабельность
собственных средств»:
РСС = (1-ст н/о) * Эра+/-ЭФР
где РСС - рентабельность собственных средств
ст н/о - ставка налогообложения прибыли в десятичном выражении
ЭФР - эффект финансового рычага
ЭФР = (1-ст н/о)*Д*ПР, %
Д - дифференциал,
ПР - плечо рычага,
Д= Эра - СРСП, %
Если отрицателен, то целесообразнее увеличить собственные средства, чем
привлекать заемные и наоборот.
ПР
=
,
где СС - собственные средства;
ЗС - заемные средства.
Средняя
расчетная ставка процента - цена заемного капитала;
где %упл - проценты к уплате;
ЗС
- заемные средства, предоставленные организации другими организациями в течение
отчетного периода.
Таблица 13 - Расчет рентабельности собственных средств
|
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Ставка налогообложения прибыли в десятичном выражении |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
|
Экономическая рентабельность активов |
19% |
14% |
17% |
|
Проценты уплаченные |
285882 |
451576 |
606622 |
|
Заемные средства |
3 745 438 |
5 113 097 |
5 657 924 |
|
СРСП |
8% |
9% |
11% |
|
Дифференциал |
11% |
5% |
6% |
|
Собственные средства |
938 990 |
1 118 928 |
1 282 375 |
|
Плечо рычага |
3,99 |
4,57 |
4,41 |
|
Эффект финансового рычага |
36% |
18% |
22% |
|
Рентабельности собственных средств |
51% |
29% |
36% |
Определим возможную сумму заимствования с использованием графика.
Рассчитаем соотношение между фактическим значением ЭРа и СРСП выбранного предприятия: ЭРа = 1,6 СРСП
Из трех рекомендуемых кривых дифференциала выбираем ближайшую, т.е. ЭРа = 2 СРСП.
Построим на графике горизонталь ставку налогообложения прибыли в десятичном выражении (0,2).
Найдем проекцию точки пересечения выбранной кривой дифференциала с
горизонталью ставки налогообложения. В нашем случае это 0,6.
Рисунок 2 Кривая дифференциала ЭРа = 2 СРСП
Таким образом, оптимальное плечо рычага из графика примерно будет равно 1. ПР = 0,6
Отсюда найдем возможную сумму заимствования. Она будет равна ЗС = ПР×СС = 0,6×1 282 375=769 4255 тыс. руб.
Такую сумму предприятие может себе позволить взять в кредит для реализации собственных инвестиционных проектов.
Так как ЗСопт < ЗСотч, то можно сделать вывод о не возможности предприятия дополнительного привлечения заемных средств в плановом периоде и возникает необходимость возврата излишне полученных заемных средств в размере 512 950 тыс.руб.
В случае необходимости и возможности привлечения дополнительного заимствования в плановом периоде рассчитывают так называемый финансовый леверидж (риск), он связан с предприятием-заемщиком.
В случае получения кредитов и займов, эмиссии ценных бумаг рассматриваемым предприятием, финансовый леверидж позволит определить возможность невыполнения предприятием своих финансовых обязательств перед кредиторами, т.е. погашение долга и выплаты процентов по долгу.
Финансовый леверидж (риск) определяется по формуле:
ЭФРII = НРЭИ/БП = 5,38
Фактическое расчетное значение ЭФРII далеко от 1. Это риск невыполнения
финансовых обязательств перед кредиторами. Следовательно, предприятию нужно
рассчитывать только на собственные средства.
Любое коммерческое предприятие согласно ГК РФ образуется с целью получения прибыли. В связи с этим главной задачей финансовых менеджеров является обеспечение постоянного прироста прибыли, прежде всего, от продажи продукции. Эта прибыль является главной составляющей чистой прибыли и свидетельствует о соответствии текущей деятельности предприятия своей миссии.
В этой связи предприятие должно уметь управлять размером прибыли от продаж, рассчитывать ее прогнозные значения на основе отчетности. Для реализации этой цели используется показатель «производственный леверидж (риск)».
В финансовом менеджменте он рассчитывается по формуле:
ЭПР
=
Где ЭПР - эффект производственного рычага,
Вр - выручка от реализации продукции)
Пп - прибыль от продаж,
Пер.з - переменные затраты (пропорциональные затраты), которые изменяются в зависимости от изменения объема производства продукции (Ф№5 материальные затраты).
Значение, полученное по данной формуле, свидетельствует о сложившемся на предприятии соотношении между темпами прироста выручки от реализации продукции и темпами прироста прибыли от продажи продукции.