Функция предложения данного товара .Определить излишек покупателя.
Решение:Определим равновесные значения цены и объёма продаж.Найдём точку пересечения графика функции спроса с осью OY.Тогда излишек покупателя будет равен площади заштрихованного треугольника:
Задача 43.Функция спроса населения на данный товар имеет вид:функция предложения данного товара:Предположим, что на данный товар введён налог, уплачиваемый продавцом в размере 1,5 ден. ед. за штуку.Определить общую сумму налогового сбора.
Решение:Новая кривая предложения после введения налога будет иметь вид:Найдём равновесный объём после введения налога:Итак, будет продано 3 единицы товара и с каждой единицы будет заплачен налог в размере 1,5 ден. ед.Таким образом, общая сумма налогового сбора равна 3*1,5 = 4,5 ден. ед.
Задача 44.В таблице показана зависимость общих затрат предприятия от выпуска продукции. Рассчитайте затраты: постоянные, переменные, средние общие, средние постоянные, средние переменные. В таблице заполните графы
FC, VC, MC, ATC, AFC, AVC:
Выпуск в единицу времени, Q, шт.
| Общие затраты, TC, р.
| FC
| VC
| MC
| ATC
| AVC
| AFC
|
0
| 60
|
|
|
|
|
|
|
1
| 130
|
|
|
|
|
|
|
2
| 180
|
|
|
|
|
|
|
3
| 230
|
|
|
|
|
|
|
4
| 300
|
|
|
|
|
|
|
Решение:Постоянные затраты (
Fixed Costs) - это те затраты, которые не зависят от объёма выпускаемой продукции или услуги. Сколько бы фирма не произвела продукции величина постоянных издержек не меняется. Даже если фирма не произвела ни одной единицы продукции она несёт затраты, например, это может быть аренда помещения, плата за отопление, плата за кредит и др.Таким образом, FC при любом объёме выпуска будут равны 60 р.Переменные затраты (
Variable Costs) - это затраты, которые изменяются при изменении объёма выпускаемой продукции или услуги. В сумме с постоянными затратами равны величине общих затрат (
Total Costs):
TC = FC + VC.Отсюда:VC = TC - FCVC(0) = 60 - 60 = 0,VC(1) = 130 - 60 = 70,
VC(2) = 180 - 60 = 120,VC(3) = 230 - 60 = 170,VC(4) = 300 - 60 = 240.Предельные затраты (Marginal Costs) - это прирост затрат, связанный с выпуском дополнительной единицы продукции.MC = ΔTC / ΔQТак как в данной задаче прирост выпуска всегда равен 1, можно переписать эту формулу так:MC = ΔTC / 1 = ΔTCMC(1) = TC(1) - TC(0) = 130 - 60 = 70,MC(2) = TC(2) - TC(1) = 180 - 130 = 50,
MC(3) = TC(3) - TC(2) = 230 - 180 = 50,
MC(4) = TC(4) - TC(3) = 300 - 230 = 70.
Средние общие затраты (Average Total Costs) - это затраты на производство одной единицы продукции.ATC = TC / QATC(1) = TC(1) / 1 = 130 / 1 = 130,
ATC(2) = TC(2) / 2 = 180 / 2 = 90,ATC(3) = TC(3) / 3 = 230 / 3 = 76,67,ATC(4) = TC(4) / 4 = 300 / 4 = 75.
Средние постоянные затраты (Average Fixed Costs) - это фиксированные затраты на единицу выпуска продукции.AFC = FC / QAFC(1) = FC(1) / 1 = 60 / 1 = 60,AFC(2) = FC(2) / 2 = 60 / 2 = 30,AFC(3) = FC(3) / 3 = 60 / 3 = 20,AFC(4) = FC(4) / 4 = 60 / 4 =15.Средние переменные затраты (Average Variable Costs) - это переменные затраты на производство одной единицы продукции.AVC = VC / QAVC(1) = VC(1) / 1 = 70 / 1 = 70,AVC(2) = VC(2) / 2 = 120 / 2 = 60,AVC(3) = VC(3) / 3 = 170 / 3 = 56,67,AVC(4) = VC(4) / 4 = 240 / 4 =60.Зная
ATC и
AFC средние переменные затраты можно найти также как разность средних общих и средних фиксированных затрат:
AVC = ATC - AFCЗаполним пропуски в таблице: Выпуск в единицу времени, Q, шт.
| Общие затраты, TC, р.
| FC
| VC
| MC
| ATC
| AVC
| AFC
|
0
| 60
| 60
| 0
| -
| -
| -
| -
|
1
| 130
| 60
| 70
| 70
| 130
| 70
| 60
|
2
| 180
| 60
| 120
| 50
| 90
| 60
| 30
|
3
| 230
| 60
| 170
| 50
| 76,67
| 56,67
| 20
|
4
| 300
| 60
| 240
| 70
| 75
| 60
| 15
|
Задача 45.Заполните таблицу на основании следующих данных о затратах фирмы в краткосрочном периоде:
Q
| AFC
| VC
| AC
| MC
| TC
|
0
|
|
|
|
|
|
1
|
|
| 8
|
|
|
2
|
|
|
| 4
|
|
3
| 2
|
|
|
| 15
|
4
|
| 11
|
|
|
|
Решение:Начнём заполнение таблицы с нахождения общих издержек при
Q = 1:АС(1) = TC(1) / Q = 8Отсюда:TC(1) = 8TC(2) = TC(1) + MC(2) = 8 + 4 = 12FC = AFC × Q = 2 × 3 = 6 для любого Q.Заполним первый столбец:AFC(1) = 6 / 1 = 6AFC(2) = 6 / 2 =3AFC(4) = 6 / 4 =1,5При Q = 0 TC(0) = FC = 6MC(1) = TC(1) - TC(0) = 8 - 6 = 2AC(2) = TC(2) / 2 = 12 / 2 = 6AC(3) = TC(3) / 3 = 15 / 3 = 5MC(3) = TC(3) - TC(2) = 15 - 12 = 3TC(4) = FC + VC(4) = 6 + 11 = 17MC(4) = TC(4) - TC(3) = 17 - 15 = 2AC(4) = TC(4) / 4 = 17 / 4 = 4,25Осталось заполнить столбец переменных издержек:VC(0) = 0VC(1) = TC(1) - FC = 8 - 6 = 2VC(2) = TC(2) - FC = 12 - 6 = 6VC(3) = TC(3) - FC = 15 - 6 = 9Заполним таблицу:
Q
| AFC
| VC
| AC
| MC
| TC
|
0
| -
| 0
| -
| -
| 6
|
1
| 6
| 2
| 8
| 2
| 8
|
2
| 3
| 6
| 6
| 4
| 12
|
3
| 2
| 9
| 5
| 3
| 15
|
4
| 1,5
| 11
| 4,25
| 2
| 17
|
Задача 46.Учитель химии, получавший в конце года после всех вычетов (в том числе и подоходного налога) 24 тыс. р. в год, в новом году решил открыть собственный магазин. Его стартовый капитал составляет 30 тыс. р. Он рассчитывает получить выручку, равную 180 тыс. р.Для реализации этого проекта ему нужно:1. оплатить из выручки в конце года арендную плату в размере 48 тыс. р. за помещение магазина за год;2. в начале года выполнить ремонтные работы в арендуемом помещении стоимостью 30 тыс. р.;3. нанять трёх работников с оплатой по 16 тыс. р. в год каждому, причём 6 тыс. р. выплатить в начале года в качестве аванса, а остальные 10 тыс. р. заплатить в конце года из выручки;4. занять в банке недостающую для покрытия расходов сумму денег сроком на год;5. оставить труд учителя и целиком сосредоточиться на предпринимательской деятельности.Иных затрат у него нет. Банковский процент по депозитам равен 40%, а по кредитам – 50%.
Определить:
а) Величину бухгалтерской и экономической прибыли за год (в тыс. р.) без учёта налога на прибыль.б) При какой ставке налога на прибыль предпринимательская деятельность будет выгодна учителю (ставка задана в виде процента от прибыли). Решение:а) Величина бухгалтерской прибыли (БП) равна разности между выручкой от реализации продукции (В) и явными издержками (ЯИ).БП = В – ЯИЯвные издержки (бухгалтерские, прямые, внешние издержки) – это те выплаты, которые фирма делает поставщикам ресурсов (труда, земли, капитала), не принадлежащих к числу собственников фирмы. К ним относятся затраты на заработную плату наёмным работникам, плата за сырьё и материалы, аренда, амортизационные отчисления, плата процентов за кредит, плата за электричество, тепло, свет и т.д.Экономическая прибыль (ЭП) равна разности между величиной бухгалтерской прибыли и неявными издержками (НИ).ЭП = БП – НИ
Или разности между выручкой и экономическими издержками (ЭИ), которые в свою очередь состоят из явных и неявных издержек.ЭП = В – ЭИ = В – (ЯИ + НИ)Неявные издержки (вменённые, внутренние издержки) – это затраты связанные с эксплуатацией собственных ресурсов фирмы. Например, небольшое предприятие эксплуатирует собственный труд, капитал, помещение. Другими словами это стоимость упущенной возможности. Для предпринимателя неявными издержками будет являться заработная плата, которую он мог получать, если бы работал по найму, а не занимался собственным делом. Для собственника капитала неявными затратами является прибыль, которую он мог бы получить вложив свой капитал, например, в банк. Но вложив эти деньги в собственный бизнес, он несёт неявные издержки, равные недополученному банковскому проценту. Для владельцев недвижимости неявными затратами является арендная плата, которую он мог бы получить, сдав свою недвижимость в аренду.При определении явных и неявных затрат удобно пользоваться следующей таблицей, в которой все затраты разделим на явные и неявные:
Явные издержки
| Неявные издержки
|
Аренда помещения 48 тыс. р.
| Недополученная заработная плата учителя 24 тыс. р.
|
Ремонт помещения 30 тыс. р.
| Недополученный банковский процент по депозиту: 30 * 0,4 = 12 тыс. р.
|
Заработная плата наёмным работникам: 3 * 6 + 3 * 10 = 18 + 30 = 48 тыс. р.
|
|
Плата за кредит 18 * 0,5 = 9 тыс. р.
|
|
Итого: 135 тыс. р.
| Итого: 36 тыс. р.
|
Для старта в начале года учителю потребуется 30 тыс. на ремонт + 18 тыс. р. на оплату труда в начале года, из которых у него есть только 30 тыс. р. Значит 18 тыс. придётся занять в банке. Плата за кредит – это явные издержки. Эти 30 тыс., которые он истратит на ремонт, он мог бы положить на депозит в банк и получить доход 40 % от 30 тыс. р. Таким образом, недополученный банковский процент по депозиту равен 12 тыс. руб.